Пивной монстр. Опять пугают объединением
Первые слухи об объединении двух пивных гигантов прошли по рынку ещё в феврале прошлого года. Тогда многие аналитики высказались на тему, что в результате слияния может образоваться пивной монстр, который будет будет контролировать производство 25% пива во всём мире.
Теперь эти слухи возобновились с новой силой. Очевидно подталкиваемые недавним решением Scottish & Newcastle продать бизнес Carlsberg и Heineken. Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на Wall Street Journal, объединение не исключают уже до конца текущего года, но мнения аналитиков расходятся.
Anheuser-Busch — крупнейший производитель пива в США и второй в мире. Основные брэнды — Budweiser, Bud Light, Michelob. Выручка в 2007 году — $18,9 млрд (рост 5,7% по сравнению с 2006 годом), чистая прибыль — $2,11 млрд (рост 7,6% к 2006 году).
InBev — крупнейшая пивоваренная компания в мире. Основные брэнды — Bass, Stella Artois, Hoegarden, Beck`s. Выручка за третий квартал 2007 года — &euro-3,8 млрд, EBITDA — &euro-1,3 млрд.
Вероятность того, что сделка закроется в этом году, кажется аналитикам, на которых ссылается WSJ, низкой ввиду неблагоприятной рыночной конъюнктуры, высоких товарных цен и сложности слияния двух сильных руководящих команд. Кроме того, Anheuser вряд ли будет стремиться продать себя любой ценой — компания контролирует почти половину американского рынка пива, самого прибыльного в мире. К тому же, по словам аналитика Credit Suisse Карлоса Лабоя, в ближайшие годы у Anheuser может появиться возможность получить контроль над мексиканской пивоваренной компании Grupo Modelo (пиво Corona Extra), что обеспечит возможности для роста.
Если компании объединятся, их акции могут вырасти более чем на 10%. Долгосрочные перспективы роста объединенной Anheuser-InBev кажутся интригующими. «Обе стороны будут в победителях»,— считает Андреа Пуччини, фондовый менеджер Fideraum Asset Management (подразделение Banca Fideraum, одного из акционеров InBev). Сделка позволит InBev укрепить свое слабое присутствие в США в то время, когда ее бельгийские брэнды вроде Stella Artois становятся все более популярными на многих рынках. В 2007 году Anheuser и InBev создали альянс, импортирующий в США около 20 европейских марок пива производства InBev, в том числе Stella Artois и Beck`s.
Консолидация индустрии в последнее время активизировалась из-за того, что пивоварам приходится бороться со слабым ростом на таких крупных рынках, как США и Западная Европа, а также с ростом цен на ключевое сырье. Так, в январе 2008 года Heineken и Carlsberg договорились о разделе Scottish & Newcastle, а SABMiller, второй по величине в мире пивовар по объему производства после InBev, и Molson Coors Brewing могут объединить свои американские подразделения, получив тем самым 30% американского рынка.
По словам аналитика ФК «Уралсиб» Андрея Никитина, если слияние все-таки состоится, оно не окажет заметного влияния на российский рынок: «САН ИнБев» (российское подразделение InBev.— «Ъ») прочно держит второе место на рынке с долей 18,7% по объему, а догнать лидера рынка «Балтику» более чем с 37% рынка глобальный альянс не сможет — Anheuser занимает менее 1% российского рынка. С ним соглашается и аналитик ИК «Ренессанс Кредит» Виктор Дима. Правда, по словам аналитика, в перспективе брэнды Anheuser смогут разливаться на десяти заводах «САН ИнБев» в России.