Heineken как дома «Может, нам просто повезло?»
Однако настроения главы «Сябра» довольно оптимистичны: по его мнению, пройдет всего два-три года, и белорусские потребители поймут, что «импортное пиво не лучше белорусского».
В нынешнем году объем инвестиций в расширение мощностей и дистрибуцию «Сябра» должен составить около 13,5 млн. евро, за два года планируется увеличить мощности до 20 млн. дал (в 2007г. «Сябар» выпустил 5,5 млн. дал.).
Своими оценками в отношении наступающего сезона с обозревателем «БелГазеты» поделился председатель наблюдательного совета СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» Хенк ВАН ГЕЛЬДЕРЕН.
Heineken N.V. основана в 1864г. Владеет 119 пивоваренными предприятиями в 65 государствах, производит свыше 170 марок пива. Консолидированный объем производства по итогам 2007г. составил 119,8 млн. гкл (рост 7,1%). Heineken N.V. — крупнейший пивовар в Европе и четвертый — в мире. Чистая прибыль в минувшем году составила 1,119 млн. евро (рост 20,4%). В декабре минувшего года было объявлено о приобретении Heineken N.V. СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар».
- На апрельской встрече с главой Heineken Жаном-Франсуа ван Боксмеером президент страны заявил: «Мы готовы оказывать вам всестороннюю поддержку как своей белорусской компании». Вы уже получили эту поддержку? В какой помощи со стороны государства нуждаетесь?
- Еще до встречи с президентом Беларуси нас поддерживало и поддерживает руководство Могилевской области, с которой мы заключили соглашение о выращивании пивоваренного ячменя в нынешнем и будущем годах. Это очень важный проект, его суть в том, что мы, Heineken, поставляем семена — первоклассные сорта пивоваренного ячменя, которых здесь нет. С каждым хозяйством у нас заключен контракт, по факту выполнения которого они получат деньги.
- Как будут формироваться цены на пивоваренный ячмень?
- Эта будет наша цена — она будет выше, чем цена на внутреннем рынке.
- Насколько выше?
- Я бы не хотел сейчас об этом говорить, но выше. И именно в этом, мы надеемся, будет интерес хозяйств, с которыми мы работаем. Но для нас очень важны гарантии местной власти: мы должны быть уверены, что семена, которые мы поставим, действительно будут посеяны, и мы получим ячмень. Потраченная на закупку семян сумма довольно крупная — около 850 тыс. евро. И поэтому мы не должны оказаться с пустыми руками.
- В Беларуси распространена практика, когда будущий урожай ячменя авансируется, и достаточно примеров, когда пивзаводы не получали ни урожая, ни денег. Компания уже профинансировала какую-то часть урожая?
- Нет, мы только оплатили семена и ждем урожая. Мы не хотим, чтобы наши деньги просто так были потеряны.
- На какие результаты рассчитываете?
- Говорить об этом можно будет только осенью. Нужно подождать еще четыре месяца, за которые погода может испортиться, — это действительно очень большой риск. Но нужно с чего-то начинать, можно говорить много разных и красивых слов о необходимости собственного выращивания ячменя, хотя все понятно: нужны хорошие семена и плата за урожай.
- Технологии, уровень квалификации специалистов не принципиальны?
- Я бы назвал другую проблему, с которой мы сталкиваемся на разных рынках: производители увлекаются объемами выращивания ячменя и меньше уделяют внимания качеству.
Еще, если говорить о помощи со стороны государства, нас поддерживает концерн «Белгоспищепром», но он оказывает поддержу не только нам, но и другим пивоварам Беларуси. Вообще, я должен признаться, что, приехав в Беларусь, почувствовал себя как дома.
- «Как дома» — это как? И насколько это ощущение отличается от того, что вы испытывали, работая в других странах?
- Я работал в разных странах, и по сравнению с ними в Беларуси нет коррупции. Здесь т.н. административный ресурс, который на какие-то вещи влияет положительно.
- На какие?
- На решение всяких проблем, которые в других странах связаны с коррупцией. А Беларусь — чудесная страна! Я пока не сталкивался с коррупцией, и когда спрашивал у других людей в моей компании, они тоже пока не сталкивались. Здесь действительно готовы помогать компании, которая пришла на белорусский рынок.
- Вы не боитесь, что в результате применения административного ресурса государство, желая защитить лидера рынка, госпредприятие ОАО «Крынiца», начнет ограничивать объемы производства ПК «Сябар»? А в ваших планах — достигнуть за два ближайших года 20 млн. дал&hellip-
- Нам бы не хотелось верить в введение квотирования. И я не уверен, что для «Крынiцы» квотирование принесет пользу. Мне кажется, у них есть другие инструменты для развития завода.
- Например&hellip-
- Не думаю, что в моей компетенции их называть, но я уверен, что ничего более эффективного, чем свободный рынок и конкуренция, нет.
- Что вы думаете о введении института специмпортера для ограничения потоков импортного пива?
- С ситуацией, когда доля импортного пива составляет 25%, как в Беларуси, я не сталкивался ни в одной стране мира. Это действительно большая проблема, которая объясняется тем, что рядом есть большой сосед, беспошлинно импортирующий свои бренды на белорусский рынок. Поскольку российский пивной рынок начал развиваться раньше, эти бренды очень сильны и потому привлекательны для потребителя. Обычно такого рода проблемы решаются путем введения пошлин, но в данном случае этого делать нельзя. Единственное решение, которое я вижу, заключается в том, что нужно работать над качеством своего пива, над силой брендов и дистрибуцией.
- Путь к победе над импортным пивом долгий?
- Нет, я думаю, что он займет два-три года. Наша компания стремится к тому, чтобы белорусский потребитель осознал: импортное пиво не лучше белорусского, тем более что и сегодня качество белорусского пива хорошее. Пиво — очень эмоциональный продукт. Как правило, люди предпочитают пить местный продукт, как, скажем, в Бельгии, где почти в каждой деревне есть свой пивзавод. Я думаю, что через два-три года белорусские потребители вернутся к своим брендам: будет первоклассная упаковка, качество тоже будет первоклассным, у всех производителей. Белорусское пиво станет конкурентоспособным, и импорт сократится до минимальных размеров. Пиво — это не детские подгузники: те можно покупать заграничные, но пиво должно быть свое.
- Пока наибольшую долю в структуре продаж алкогольных напитков и пива занимают водка и плодовые вина — 47,2%, и 32,7%. Как можно снижать градус в условиях самого жесткого рекламного законодательства в отношении пива?
- Воспитание. 20 лет назад в Амстердаме мужчины, как правило, не пристегивались в автомобиле ремнями безопасности. Это считалось «не круто»: мол, мужчина слабый и т.д. А потом появилась реклама: человек стоит на вышке для прыжков в воду. Под ним 10 м высоты, а внизу — пустой бассейн. И текст: вот что может произойти, если со скоростью 50 км/ч вы столкнетесь с деревом и при этом не будете пристегнуты. Эта реклама вызвала просто шок, имела огромный эффект. Думаю, что в отношении пропаганды культуры потребления алкогольных напитков должно быть то же самое: постепенное и терпеливое воспитание. Но, кроме того, на рынке должно быть и разнообразие напитков с меньшим содержанием спирта, как, например, пиво, вино. Ну и мы, пивовары, тоже должны объяснять, как правильно пить пиво.
- Как вам культура потребления пива в Беларуси?
- Нормально.
- А то, что, как возмущаются депутаты белорусского парламента, по улицам ходят с бутылками пива, тоже нормально?
- Люди так привыкли, что делать&hellip- А мы в Голландии на пляже пьем пиво, и что? Мне кажется, глупо запрещать человеку: «Ты не можешь сидеть на скамейке и пить пиво!» Это культура, которая здесь, в этой стране, так сформировалась! Нужно бороться с другими вещами, например с тем, что человек злоупотребляет алкоголем и не понимает, к каким последствиям это может привести.
- Какие планы в отношении нынешнего сезона?
- Сезон будет нелегким, мы только начали работать, поэтому в некоторых вещах отстаем от конкурентов, например, если говорить о количестве холодильников в магазинах. У нас нет бочкового пива, поэтому мы не можем представлять наше пиво в летних кафе. Но у нас хороший бренд — «Бобров», и, думаю, все получится.
- Как вы полагаете, насколько вырастет рынок в этом году?
- В 2007г. рынок пива в Беларуси вырос на 15-17% , это довольно большой рост. Но в прошлом году была очень мягкая зима, теплая весна. Сейчас, конечно, мерзкая погода. А пивовар, как продавец мороженого, работает с хорошим настроением, когда на улице хорошая погода. Думаю, если погода станет лучше, рынок вырастет еще больше, чем в прошлом году. Может, рост составит 20%.
- В числе основных факторов, влияющих на снижение объемов продаж, мороженщики называют погоду. Что вы поставите на первое место — погоду, конкуренцию между местными производителями, рост импортного пива?
- На первое место я поставлю погоду, на второе — импорт, на третье — внутреннюю конкуренцию. Конечно, очень важен экономический рост — это вообще базовый фактор. Если люди хорошо живут, они могут потратить деньги на пиво.
- Рост доли импортного пива продолжится?
- За первые три месяца импорт вырос на 60%. Но и мы, и «Оливар
ия», и «Крынiца» в состоянии создать сильные местные бренды, и доля импортного пива будет сокращаться.
- В прошлом году экс-глава «Сябра» говорил о «Боброве» как об уникальном бренде N1 в Беларуси. Ситуация изменилась?
- «Крынiца» — очень сильный бренд, поскольку имеет 25-30%. «Оливария» — сильный бренд, «Бобров», разумеется. Это три сильных бренда.
- Бренды остального десятка пивзаводов вы не рассматриваете?
- Опыт показывает, что маленькие заводы, если они не занимают специфическую нишу, умирают.
- Когда вы планируете запуск лицензионных брендов?
- Об этом пока трудно говорить, потому что мы только начали работать. Могу сказать точно, что у нас есть планы делать наш Heineken, но когда — пока не готов сказать.
- Вы согласитесь с мнением, что российские лицензионные бренды продаются по демпинговым ценам на белорусском рынке?
- Нет, россияне не демпингуют. В России такое масштабное производство, что они могут позволить по довольно низким ценам продавать в Беларуси пиво. Но вообще-то, эти бренды в любом случае стоят значительно дороже, чем белорусские. Почему люди покупают это пиво? Ведь не потому, что россияне демпингуют — эти бренды людям как потребителям интересны.
- Принимая во внимание, как вы сказали, поддержку концерна «Белгоспищепром», вы не обращались с инициативой снятия запрета на реализацию пива после 23.00?
- Нет, и не будем обращаться. Мы за такие ограничения, поскольку есть опасения, что молодые люди слишком много пьют пива, а это нехорошо. Мы не хотим ассоциироваться с такими проблемами. Напротив, мы хотим ассоциироваться с развитием культуры пития.
- Какой еще поддержки вы ждете от государства?
- Нельзя сказать, что я чего-то жду. Я уже увидел, что здесь действительно хотят улучшать экономику страны, поддерживая предприятия. Может быть, нам повезло, я не знаю, но пока у меня складывается впечатление, что это реальный фактор.
- Компания долго добивалась встречи с белорусским президентом?
- Мы ничего не добивались. Мы просто написали президенту письмо о том, что Heineken купил ПК «Сябар» и что мы хотели бы рассказать о своих планах. Наши пожелания были минимальными: поскольку в Беларуси иностранная компания не так часто покупает предприятие, мы хотели просто открыто объяснить свои намерения, чтобы не было никаких недоразумений.
Источник: Suslo.ru — Новости и события пивной индустрии