Алексей Ильин: «Акцизная политика фактически сводит на нет борьбу с алкоголизацией, стимулируя рост потребления крепкого алкоголя»
Акцизы на пиво с 2010 г. могут вырасти втрое, или на 190% к уровню 2009 г. Это предложение прозвучало на заседании правительства РФ в ходе работы над основными направлениями федерального бюджета на 2010-2012 гг. Как вы оцениваете подобную инициативу?
Алексей Ильин: Окончательное решение о повышении акцизов на пиво еще не принято, вопрос лишь обсуждается на уровне правительства. Очевидно, что столь резкое повышение акцизов может иметь очень серьезные последствия для отрасли. По данным Росстата, уже в первом полугодии 2009 г. на предприятиях пивоваренной отрасли в России наблюдалось снижение производства пива на 7%. Сказываются последствия экономического кризиса. Можно лишь предполагать, к чему может привести трехкратное увеличение акцизов на пиво! Притом, что пивоваренные предприятия, расположенные на территории нашего региона, — это крупные и стабильные налогоплательщиками, обеспечивающие работой сотни человек. А сейчас, в условиях кризиса, пищевые предприятия являются одними из немногих стабильно работающих производств.
Мы полагаем, что повышение акцизов должно быть в рамках инфляции. Любое увеличение акциза на пиво должно сопровождаться повышением акцизов на крепкие алкогольные напитки, чтобы избежать негативного влияния на здоровье населения.
К чему это приведет для потребителя? Сколько будет стоить бутылка пива? Не повлечет ли рост акцизов за собой изменение потребительских предпочтений ?
А. И.: Стоимость бутылки пива зависит от многих факторов, поэтому точного ответа на этот вопрос дать невозможно. Более опасной нам кажется другая ситуация. В условиях ограниченных финансовых ресурсов все большей популярностью у россиян будет пользоваться нелегальная водка, произведенная без уплаты акциза, а также дешевая легальная водка.
Как ни парадоксально это звучит, но нынешняя акцизная политика фактически сводит на нет проводимую государством борьбу с алкоголизацией, стимулируя рост потребления крепкого алкоголя. Посудите сами: сегодня средняя цена бутылки пива на рынке — 22,5 руб., бутылки водки — от 50 до 60 руб. В случае, если произойдет обещанное тройное повышение акцизов на пиво, бутылка пива приблизится по стоимости к бутылке водки. И это в Российской Федерации, где, если исходить из ежегодного подушевого показателя потребления алкоголя в 18 литров, 70% составляет потребление крепких алкогольных напитков, и только 30% — слабый алкоголь: вино, пиво и другие. И это соотношение может измениться в худшую сторону.
Как изменение акцизов отразится на производителях?
А. И.: Пока сложно прогнозировать, как отреагирует рынок на такое повышение акциза. И, повторюсь, окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Тем не менее, думаю, что подобные «шоковые» меры могут привести к ухудшению положения пивоваренных заводов вплоть до закрытия небольших предприятий.
Как эти процессы отразятся на поставщиках и смежниках (упаковка и пр.)?
А. И.: По статистике каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10-12 рабочих мест в смежных отраслях. Так что пострадают и наши партнеры, прежде всего — предприятия АПК, поставщики тары и упаковки, перевозчики, торговые организации.
Точных данных о том, насколько у них снизятся обороты я, конечно, дать не смогу. Но сегодня мы получаем массу вопросов от наших поставщиков, которые обеспокоены положением в отрасли. Не секрет, что в июле 2009 г. компания Rexam (это единственный производитель алюминиевых банок в нашей стране) остановило завод в Дмитрове. По официальному заявлению компании, это было вызвано снижением спроса и продиктовано необходимостью оптимизации производственного процесса и сокращения расходов в условиях кризиса.
Что сейчас представляет собой пивной рынок Ульяновского региона (характеристики потребления, конкурентная среда и пр., сравнение с другими регионами ПФО)?
А. И.: По данным Роскомстата, объем потребления пива в Ульяновске в 1 полугодии 2009 г. составил 54 литра в год на душу населения. Это невысокий уровень: в Уфе, Казани и Самаре, к примеру, он превышает 70 литров.
Рынок пива Ульяновска, по данным агентства «Бизнес-аналитика», в июне этого года выглядел следующим образом: пивоваренная компания «Балтика» — 36,6%, SUN InBev — 28,2%, Efes RUS — 14,6%, Heineken Russia — 12,9%, SABMiller RUS — 3,2%, «Трехсосенский» — 2%, «Очаково» — 1,3%, «Букет Чувашии» — 0,5%. Ульяновский «Витязь» сегодня фактически ушел с рынка.
Как изменится рынок?
А. И.: Пока мы не готовы делать такие прогнозы.
Ряд предприятий, например, SABMiller, уже заяв