А что сейчас?
Представьте ситуацию: муж и жена в честь годовщины свадьбы решили откупорить бутылку… пива. Или – множество бутылок пива на столе во время самой свадьбы, на Новый год и рождество. Церковное пиво «Кагор» на прилавках винных (точнее, пивных) магазинов. Бесчисленные хайямовские рубаи, посвящённые пиву. Обещание пива в христианском и мусульманском раю… Забавные картины получаются, не правда ли? Правда, последний пример не так уж нелеп, если снова вспомнить «Эдду» и германскую мифологию вообще, где боги и праведники пьют на небесах только пиво.
Производители вина и пива поделили между собой сферы информационного влияния, и развивалась эта система на протяжении многих столетий. Греко-римская аристократия и причисленные к ней избранные варвары не смогли окончательно уничтожить языческую пивную культуру, и ей пришлось идти на уступки, чтобы сохранить свою доли прибыли, власти и влияния. В результате вино стало ассоциироваться с чем-то классическим, патриархальным, аристократическим, правительственным, с религиозным смирением. А пиво стало «вечно молодым» напитком, питием представителей среднего класса, студентов и неформалов.
Вино принято пить на достаточно интимных собраниях, образцом которых послужила евангельская «тайная вечеря», тогда как пиво – атрибут «открытой» дружеской тусовки, вход на которую свободен для всех желающих. В пивной культуре тоже существует свой аристократизм, например – высококачественные сорта пива, предназначенные для избранных. При этом, как было сказано выше, пивная культура является «разрешённой» оппозицией, так как право варить пиво было дано папой римским, а изготовление пива поддерживалось королями, — сами-то эти люди предпочитали пить вино. Таким образом, производители пива и вина мирно поделили потребительский контингент и совместными усилиями управляют миром, а их капиталы слились.
Что касается конопли и прочих «естественных» наркотиков, то этому виду продукции доступ к европейскому потребителю был наглухо закрыт. Просто потому, что винные и пивные производители не желали допустить африканских конкурентов на общий рынок. Так в XIX – начале ХХ века сложилось официальное разделение наркотиков на «разрешённые» (алкогольные напитки) и «запрещённые» (травяные и химические психотропные продукты), несмотря на то, что принципиальной разницы между ними нет. И такое разделение более поздним воротилам было только на руку: благодаря запретному статусу наркоторговля процветает, и руководят ею опять-таки держатели пивного, винного и водочного производства.