«Томское пиво»: рост продаж кваса по итогам первого полугодия составил 840%
Как отмечают в самой компании, этот показатель был достигнут в основном за счет продажи кваса. Другие производители и дистрибьюторы также констатируют небывалые объемы продаж бутилированного кваса этим летом, в разы превышающие показатели 2005 года.
Даже те, кто никогда не имел дела с производством кваса, изучают эту возможность — в частности, новосибирский завод «Красный Восток» («Эфес»). По мнению экспертов, квасной рынок в Сибири только формируется, и в следующем году следует ожидать прихода новых игроков и федеральных брэндов.
ОАО «Томское пиво» — старейшее пивоваренное предприятие Сибири (основано прусским подданным Карлом Крюгером в 1884 году), одно из крупнейших в СФО. Основные брэнды: «Большое пиво», «Крюгер», «Пинта», «Жигулевское», Kraund. Предприятие также производит квас, газированную и минеральную воду.
Согласно официальной отчетности «Томского пива» по итогам второго квартала, рост продаж безалкогольных напитков компании составил 840%. «Мы запустили новый брэнд бутилированного кваса — «Благодей» — и вывели его на рынки Новосибирской области, Кузбасса, Красноярского края, Иркутской и Тюменской областей, задействовав те же каналы сбыта, через которые продаем наше пиво. Это позволило нам достичь высокой дистрибуции в короткие сроки, — раскрыл секрет успеха корреспонденту «КС» директор по маркетингу компании «Томское пиво« Максим Курохтин. — Кроме того, прирост связан и с продажами бочкового кваса, который вообще не производился в первом квартале».
Успехи «Томского пива» стали сигналом и для других компаний, в том числе пивоваренных. Так, возможность развития квасного бизнеса сейчас изучает холдинг Efes. «До покупки активов «Красного Востока» (январь 2006 года, были куплены два пивоваренных завода в Казани и Новосибирске) мы были 100-процентной пивоваренной компанией. Сейчас в ассортиментной линейке новосибирского предприятия Efes появилось безалкогольное направление, в том числе производство кваса, — рассказывает управляющий по общественным связям компании «Пивоварня Москва-Эфес« Кирилл Устинов. — Пока мы сохраняем это направление на нашем новосибирском предприятии, оцениваем его привлекательность с точки зрения маржинальности. Этим летом наш квас показал себя неплохо, возможно, будет принято решение развивать его производство и дальше».
Довольны темпами развития квасного направления этим летом и производители безалкогольных напитков. По словам начальника отдела продаж новосибирского торгового представительства компании «Спринг» (Омск, основной брэнд «Благая весть») Эдуарда Потапова, продажи бутилированного кваса компании выросли не менее чем в три-четыре раза. «Люди все меньше стараются потреблять газированные напитки, а все больше — натуральные: квас, сокосодержащие напитки и соки», — считает господин Потапов. Созвучность брэндов «Благая весть» и «Благодей» благодаря масштабной рекламной кампании со стороны «Томского пива», по его оценке, способствовала росту продаж и продукта «Спринга». «Во всяком случае, в этом году мы никаких рекламных акций не проводили», — добавляет Потапов.
«По сравнению с 2005-м наши продажи кваса выросли в три раза. В июне был просто бум. Конечно, это во многом объясняется жаркой погодой. Однако свою роль сыграла и крупномасштабная рекламная кампания федеральных производителей кваса, — вторит коллеге руководитель отдела продаж компании «ПО «Запсибкола« (производит квасной напиток эконом-класса) Наталья Константинова. — Думаю в следующем году, если и не будет такого роста, то падения точно не произойдет». Высокая динамика продаж квасного напитка, по словам госпожи Константиновой, заставила компанию задуматься над производством натурального кваса. «Однако такой шаг потребовал бы от нас строительства солодовни, что очень затратно. Несмотря на то что квас — продукт высокодоходный, пока мы не торопимся углублять это направление», — объясняет производитель.
Категорийный менеджер коммерческого отдела торговой сети «Сибириада» (Новосибирск) Андрей Степанов констатирует 100% рост продаж кваса к лету 2005 года. «Причем такая динамика как по бутилированному квасу, так и по сухому», — подчеркивает ритейлер. Успех «Благодея» он склонен объяснять малым предложением на рынке «настоящих квасов», меньшей ценой томского продукта по сравнению с новгородским «Николой» (компания «Дека»), а также наличием мощных сбытовых каналов. «Мы брали квас в нагрузку с уже раскрученными пивными брэндами томского производителя, что для ритейла гораздо проще», — говорит Степанов.
При этом все участники рынка отмечают короткую сезонность рынка. По разным оценкам, зимние продажи кваса отличаются от летних в 5–10 раз. «Этот товар абсолютно сезонный. Сумасшедшие продажи в июне-июле сменяются кратным падением в августе», — рассказывает Константинова. «Сезон кваса — это период с мая по сентябрь, с пиком реализации в июне. Ведь основная доля продаж приходится на окрошечный квас, который люди берут в жаркую погоду», — говорит Потапов. «Уже в сентябре производители кваса или отказываются от этого направления, или очень сильно снижают его производство. Например, в прошлом году мы наблюдали ситуацию, когда спрос осенью на квас еще сохранялся, а предложений уже не было», — делится с «КС» Степанов из «Сибириады».
По оценкам производителей, рынок кваса в Сибири еще формируется, и интерес к нему с каждым годом будет только возрастать. «Потенциально квасной рынок увеличится еще как минимум в три раза», — уверен Курохтин из «Томского пива».
«Несомненно, рынок кваса еще далек от насыщения. Не исключаю, что в следующий сезон на сибирском рынке появится пара-тройка московских брэндов, — соглашается Андрей Степанов. — Успех местных производителей во многом будет зависеть от хорошей подготовки к новому сезону».
Источник: Союз Российских Пивоваров