Губит людей не пиво, губит людей акциз?
Пивоваренная отрасль на сегодняшний день в России является едва ли не самой стабильной и благополучной, а вот другие отрасли фиксируют убытки, из-за чего дефицит бюджета на 2010 год составит 3,1 трлн руб. При повышении акцизов убиваются сразу два зайца, думают чиновники: и деньги в бюджет поступают, и с алкоголизмом борьба идет. Вот только эксперты считают, что повышение акцизов «стреляет» по совсем другим мишеням.
В настоящий момент акциз на 1 л пива составляет 3 руб., Минфин предлагает его повысить до 6 руб., то есть в два раза. Но пиво подорожает не на 6 руб., а намного больше. «На акциз накручиваются НДС, транспортные расходы и многое другое», — рассказал на круглом столе в Екатеринбурге «Новые акцизы и региональный рынок: Варианты, прогнозы, перспективы» заместитель председателя Совета Союза Российских пивоваров, вице-президент группы компаний «Хейнекен» в России Виктор Пятко. Директор направления ЗАО «Компания Юнилэнд-Екатеринбург» Александр Шумилов уточнил, что небольшие магазины, где пиво составляет 30-40% в ассортименте продукции, вынуждены будут увеличивать наценки, так как потребление пива сократится. Впрочем, точных цифр, насколько дороже все-таки станет пиво, никто назвать не смог. Это зависит и от сегмента, и от того, как поведут себя потребители. Пить «жидкий хлеб» они станут меньше, это очевидно, но на сколько просядет рынок, никто не берется сказать.
Пивовары однозначно заявляют, что повышение акцизов всем пойдет во вред: и им самим, и бюджету, и населению. «Конкуренция среди компаний серьезная, поэтому говорить о сверхприбыльности бизнеса не приходится. Норма прибыли — на приемлемом финансовом уровне. Дешевле, чем в России, пиво продается только в Китае», — утверждает заместитель председателя Совета Союза Российских пивоваров, поясняя, почему пивоваренные компании не собираются жертвовать прибылью ради сохранения объемов производства, и из-за чего сегодняшнее благополучие данного бизнеса может оказаться под угрозой из-за повышения акцизов. Небольшие же пивоваренные заводы могут вообще закрыться.
«В области было 13 предприятий, а остались из средних и малых — только мы и «Полевской» (ООО «Полевская пивоварня» — прим. Накануне.RU.). Закрылся завод и в Каменском-Уральском и в Первоуральске. Если еще повысят, нам конец — надо сматывать удочки. Мы и так криком кричим!», — говорил ранее Накануне.RU генеральный директор ЗАО «Североуральский пивзавод» Анатолий Рыбин.
Теперь о бюджетной составляющей. Бюджетный дефицит прогнозируется на уровне 3,1 трлн руб., в прошлом году общий сбор акцизов на пиво составил 30 млрд руб. Если бы между повышением акцизов и сборами была прямопропорциональная зависимость, то в бюджете бы появилось лишних 60 млрд руб., что составляет не более 2% от дефицита. То есть повышение акцизов финансовое благосостояние России улучшить не сможет.
«Повышение акцизов вначале может незначительно повысить сборы, но потом они уменьшатся из-за падения оборота и прибыли компании», — считает кандидат экономических наук, директор ИФГ «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«Да, пивоваренная отрасль стабильна, но не нужно резать дойную корову», — с уверенностью заявляет вице-президент группы компаний «Хейнекен» в России Виктор Пятко. «Популистские решения не выгодны никому», — соглашается директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика-Челябинск» Сергей Бабинский, попутно пытаясь убедить участников «круглого стола» в том, что пиво полезнее водки. Сергей Бабинский сослался на данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая считает оптимальными следующие пропорции потребления алкоголя в масштабах страны: одна треть — крепкие алкогольные напитки, одна треть — вино и одна треть — пиво. В России же две трети приходится на водку, а одна треть на вино и пиво.
Виной этому, по мнению Бабинского, цены на алкоголь. В Европе за одну и ту же сумму можно купить бутылку крепкого алкогольного напитка, либо 10-15 бутылок пива, в России данное соотношение 1:4. Также в России акциз на пиво на 15% ниже, чем в Европе, а на водку — на 30% ниже. А если правительство все же решит повысить в три раза акцизы на солодовые напитки, то перекос получится более сильным. «Потребление будет смещаться в сторону дешевой водки», — сетует директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика-Челябинск».
В общем, выбирать из двух зол всегда трудно, вариант, что люди из-за повышения цен на алкоголь пить не будут, вообще не стоит принимать в расчет из-за его утопичности.
Между тем, акцизы являются, прежде всего, регулято